Главная - Литература

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 [210] 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

с большими проектами, то используемые вами подходы могут оказаться слишком формализованными применительно к малым задачам. Эта глава описывает, как сэкономить, чтобы предохранить небольшие проекты от обрушения под грузом накладных расходов.

27.1. Взаимодействие и размер

Если вы единственный человек, работающий над проектом, то единственное направление взаимодействия проходит между вами и заказчиком, если не считать путь между левым и правым полушариями вашего мозга. С ростом числа участников проекта, увеличивается и число вариантов взаимодействия. Причем это число растет не аддитивно в соответствии с количеством людей, а мультипликативно - пропорционально квадрату числа участников (рис. 27-1).

Варианты взаимодействия двух программистов



Варианты взаимодействия трех програмистов

Варианты взаимодействия четырех программистов



Варианты взаимодействия пяти программистов

Варианты взаимодействия десяти программистов

Рис. 27-/. Количество вариантов взаимодействия растет пропорционально квадрату числа участников команды

Как видите, в проекте с двумя участниками только одно направление взаимодействия. Проект с пятью участниками содержит 10 возможных вариантов. В проекте с 10 участниками может быть 45 направлений, при условии, что каждый человек может контактировать с любым другим. 10% проектов, в которых занято 50 или более программистов, содержат минимум 1200 потенциальных вариантов. Чем больше путей взаимодействия, тем больше времени вы тратите на общение и тем больше вероятность появления ошибок в процессе взаимодействия. Проекты большего размера требуют принятия организационных мер, которые упорядочивают взаимодействие или существенно его ограничивают.

Типичный подход к упорядочению взаимодействия состоит в его формализации с помощью документов. Вместо непосредственного общения 50 человек друг с другом в любом возможном сочетании эти 50 человек пишут и читают документы. Некоторые документы - текстовые, некоторые - графические. Некоторые напечатаны на бумаге, а некоторые - хранятся в электронной форме.



27.2. Диапазон размеров проектов

Является ли размер проекта, над которым вы работаете, типичным? Широкий диапазон размеров проектов означает, что вы не можете считать типичным никакой из возможных размеров. Одним из способов оценить размер проекта служит оценка численности команды разработчиков, работавших над этим проектом. Вот как примерно выглядит процентное соотношение всех проектов, выполненных командами разных размеров:

Размер команды разработчиков Примерная доля проектов (в %)

13 25%

410 30%

1125 20%

2650 15%

50+ 10%

Источники: Получено на основе данных из «А Survey of Software Engineering Practice: Tools, Methods, and Results» (Beck and Perkins, 1983), «Agile Software Development Eco-systems» (Highsmith, 2002) и «Balancing Agility and Discipline» (Boehm and Turner, 2003).

Один из неочевидных аспектов информации о размерах проектов заключается в различии между процентным соотношением проектов разной величины и числом программистов, работающих над проектами каждого размера. Поскольку над большими проектами работает больше программистов, чем над маленькими, то в них занят больший процент всех программистов. Приведем приблизительную оценку процентного соотношения количества программистов, работающих над проектами разного размера:

Размер команды разработчиков Примерная доля программистов (в %)

13 5%

410 10%

1125 15%

2650 20%

50+ 50%

Источники: Получено на основе данных из «А Survey of Software Engineering Practice: Tools, Methods, and Results» (Beck and Perkins, 1983), «Agile Software Development Ecosys-tems» (Highsmith, 2002) и «Balancing Agility and Discipline» (Boehm and Tbrner, 2003).

27.3. Влияние размера проекта на возникновение ошибок

Размер проекта влияет как на количество, так и на тип воз-

ШЩШШ ШЛйИШ П0Д1КЮ*

нее об шиэссм. раздел 22.4. никающих ошибок. Вы могли и не предполагать, что тип

ошибок также подвержен влиянию, но с ростом размера проекта обычно все больший процент ошибок можно отнести к просчетам в технических требованиях и проектировании (рис. 27-2).



100%

Ошибки в каждом виде деятельности


В некоторых проектах такая доля ошибок может возникнуть и в результате конструирования

512К

Размер проекта в строках кода

Рис. 27-2. При увеличении размера проекта обычно возрастает количество ошибок, возникающих из-за просчетов в технических требованиях и проектировании. И все же иногда ошибки в основном возникают при конструировании (Boehm, 1981, Grady, 1987, Jones, 1998)

В маленьких проектах ошибки конструирования составляют до 75°о найденных ошибок. Методология меньше влияет на качество кода, а наибольшее влияние на систему часто оказывает мастерство индивидуума, разрабатывающего эту программу (Jones, 1998).

В больших проектах ошибки конструирования могут сократиться примерно до 50%; все остальные можно отнести к ошибкам в требованиях и архитектуре. По-видимому, это связано с тем, что в больших проектах разработке требований и архитектурному проектировании нужно уделять больше времени, поэтому при выполнении этих операций пропорционально возрастает и вероятность возникновения ошибок. Однако в некоторых очень больших проектах доля ошибок конструирования остается высокой - иногда даже в системах с 500 ООО строк кода, 75% ошибок можно отнести к области конструирования (Grady 1987).

Аналогично изменению типа при увеличении размера проекта меняет-ся и количество ошибок. Вы могли ожидать, что проект, превышающий другой вдвое, закономерно содержит вдвое больше ошибок. Но на самом деле плотность дефектов -- число ошибок на 1000 строк кода - возрастает. Вдвое больший продукт содержит более чем в два раза больше ошибок. Табл. 27-1 показывает диапазоны плотностей дефектов, появление которых вы можете ожидать в проектах разных размеров.

Табл. 27-1. Размер проекта и типичная плотность ошибок

Размер проекта (число строк кода) Типичная плотность ошибок

Менее 2К

2К-16К

16К-64К

64К-512К

512К или больше

0-25 ошибок на 1000 строк кода (thousand lines of code, KLOC)

0-40 ошибок на KLOC

0,5-50 ошибок на KLOC

2-70 ошибок на KLOC

4-100 ошибок на KLOC

Источники: «Program Quality and Programmer Productivity* Goies, 1977), «Estimating Software Costs» Qons, 1998).



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 [210] 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294



0.0023